Образовательный трёхдневный интенсив «От техзадания до презентации», который Ассоциация организует в партнёрстве с Фондом «Общественное мнение», пройдёт в Москве с 25 по 27 октября 2022 года.
Потребность в проведении мастер-класса обусловлена современными реалиями: опросы в условиях «новой искренности» респондентов не всегда точно (валидно) передают настроение общества. Дискуссионные фокус-группы в этом случае становятся если не главным, то очень востребованным инструментом понимания действительности.
Как отмечает один из спикеров интенситва – директор Калининградского социологического центра Сергей Цыплёнков, значение и внимание к качественным исследованиям будет только возрастать. Значит, чем лучше исследователи готовы к этим новым вызовам, тем большую пользу они принесут обществу и заказчикам.
Спикеры и ведущие:
– Лейла Васильева – руководитель отдела качественных исследований компании ИнФОМ, модератор.
– Александр Новиков – основатель и генеральный директор компании «Радость понимания».
– Анастасия Черкашина – социолог, консультант по исследованиям, фасилитатор групповых сессий.
– Дарья Шмидт – модератор, аналитик, специалист по проведению онлайн и офлайн групп, фасилитатор экспертных сессий.
– Сергей Цыпленков – директор Калининградского социологического центра, модератор и аналитик.
Общие принципы проведения интенсива:
– Наличие основного спикера по теме + реальные кейсы из опыта других модераторов. Обмен опытом и дополнение.
– Включенность в процесс самих участников мастер-класса (участие в фокус-группах, рабочих группах по разработке гайдов, отчётов, презентаций, личное модерирование групп и т.д.).
- Максимальная открытость спикеров, взаимное обучение, обмен опытом и технологиями.
Даты проведения: 25, 26, 27 октября 2022 г. (перед выставкой Research Expo, которая состоится 28.10.2022 г.).
Место проведения: г. Москва, ул. Рочдельская, 15, стр. 16 «А», Бизнес-центр LOFT Center. Офис Фонда «Общественное мнение».
Приглашаются практикующие социологи, преподаватели социологии, маркетологи, политтехнологи и все, так или иначе пользующиеся данными социологических и маркетинговых исследований.
ПРОГРАММА ИНТЕНСИВА
I-й день. 25.10.2022
8.30 - 9.00 Регистрация участников.
9.00 - 9.05 Приветственное слово организаторов.
9.05 – 10.35 Тема №1. От чего зависит успех группы?
- От заказчика. Краткий анализ типов заказчиков и заказов (что, кому нужно, и как с этим работать).
- От задачи. Типы задач и подходы к их решению.
- От уровня взаимодействия заказчика и модератора (аналитика). Совместная формулировка главного исследовательского вопроса – путь к решению проблемы заказчика и исследователя.
- От модератора. Типы модераторов – кто на что годен. Мотивации модератора. Вербальное и невербальное общение. Особенности поведения модератора в зависимости от задачи, состава группы. Рефлексия модератора и т.д.
- От состава группы. Включенность, мотивы участия. Создание мотиваций к активной работе. Сколько групп нужно провести?
Спикер С. Цыпленков + реальные кейсы из опыта других модераторов
10.35 - 11.30 Тема №2. Занятие-тренинг
- Целевые аудитории и типы респондентов в фокус-группе.
- Как взаимодействовать с каждым типом респондентов, нейтрализуя негатив, поощряя позитив.
Спикер Д. Шмидт
11.30 - 11.50 Кофе-брейк
11.50 - 13.30 Продолжение занятия-тренинга
- Ролевая игра – практический тренинг модераторов по взаимодействию с разными типами участников групп.
Ведущая Д. Шмидт + реальные кейсы из опыта других модераторов
13.30 - 14.30 Перерыв на обед.
14.30 - 16.00 Тема №3. С чем мы работаем?
1.Типы восприятия респондентов.
- Образы и ассоциации. Откуда, что берется в ответах респондентов, и как с этим работать.
- Приемы активизации респондентов.
- Как правильно задать вопрос с учетом особенностей восприятия респондента. Последовательность вопросов гайда.
- Возможности для поиска инсайтов. Примеры «работы» вопросов разного типа и стимульных материалов.
Спикер С. Цыпленков + реальные кейсы из опыта других модераторов
16.00- 16.20 Кофе-брейк
16.20 - 19.00 Тема №4. «От ТЗ до гайда»
- Формулировка исследовательского(их) вопроса (ов) исходя из техзадания заказчика.
- Основные требования к гайду как к инструменту исследователя:
- логическая осмысленность вопросов, воронки осмысления;
- гибкость гайда;
- язык гайда;
- оформление гайда.
- Разбор примера реального кейса по составлению гайда.
- Практическое занятие. Участники самостоятельно в группах разрабатывают гайд по предложенному ТЗ.
- Презентация гайдов, разбор полученного результата.
Ведущая Л. Васильева + реальные кейсы из опыта других модераторов
II-й день. 26.10.2022
9.00 - 11.30 Тема №5. Фокус-группа вживую
Проведение реальной офлайн-фокус-группы.
Модератор С. Цыпленков
Разбор с участниками мастер-класса увиденного, услышанного, прочувствованного.
11.30-11.50 Кофе-брейк
11.50 - 13.30 Тема №6. Особенности проведения онлайн-групп
- Возможности и ограничения.
- Живые примеры проведения онлайн-групп.
- Приемы и приемчики при проведении онлайн-групп.
- Разбор с участниками мастер-класса увиденного, услышанного, прочувствованного.
Спикер Д. Шмидт + реальные кейсы из опыта других модераторов
13.30- 14.30 Перерыв на обед
14.30 – 18.00 Тема№7. Тренинг участников
- Проведение фокус-групп участниками по разработанным ими гайдам.
- Разбор с участниками мастер-класса увиденного, услышанного, прочувствованного.
Ведущие Л. Васильева, Д. Шмидт, С. Цыпленков
18.00 - 19.00 Тема №8. Отчет по исследованиям
- Типы отчетов, правила и шаги при подготовке отчета.
- Логичность, образность, презентабельность отчета. Краткие выводы и презентация.
- Реальные кейсы разных типов отчетов.
Спикеры Д. Шмидт, С. Цыпленков
Домашнее задание участникам мастер класса «Отчет в первом приближении». Участники рабочих групп готовят отчет и презентацию по проведенным группам.
III-й день. 27.10.2022
9.00 - 10.00 Тема №9. Практическое занятие «Отчет и презентация проекта»
Участники рабочих групп презентуют «заказчику» свои отчеты по проведенным группам.
Ведущие Л. Васильева, Д. Шмидт, С. Цыпленков
10.00 – 11.30 Тема №10. Проективные методики, как их анализировать и презентовать
Спикер А.Черкашина
Стимульные материалы при проведении групп.
- Примеры использований проективных методик.
- Набор стимульных материалов для модератора.
Спикеры Д. Шмидт, Л. Васильева, С. Цыпленков
11.30 - 11.50 Кофе-брейк
11.50 - 13.20 Тема №11. Неклассическая сегментация методом фокус-групп
Спикер А. Черкашина
13.20- 14.20 Перерыв на обед
14.20 - 17.20 Тема №12. Инсайт – где и как его искать? «Подняться (или погрузиться) до инсайта»
Одна из главных причин провалов новых запусков, перезапусков, кампаний, стартапов – ненужность для человека.
Почему то, что видится актуальным и откликается на неудовлетворенную потребность, оказывается незамеченным/непонятым или вовсе ненужным? – Потому что знать неудовлетворенную потребность человека важно, но совершенно недостаточно для того, чтобы предложить то, что на эту неудовлетворённость откликнется и уймет её.
Но если известен инсайт человека, то ответ на него будет услышан и может быть очень высоко оценен.
Только вот что такое инсайт? Какова его роль в разработке продуктов, сервисов и, конечно же, коммуникации? Чем он отличается от потребности? От неудовлетворенной потребности? От новой/ценной/точной информации? От открытия? От озарения? От боли? Зуда? Как его искать, вычислять или генерировать?
Существуют популярные в индустрии системы и модели человеческих потребностей, методологии их выявления. Но нет методологий, приводящих к готовому списку работающих инсайтов. Почему? – Потому, что это практика «последней мили» и она целиком проделывается только в ручном режиме.
Инсайты всегда приходится «рожать», а это очень утомительное и зачастую мучительное занятие. Бессознательно его стремятся избежать, а потом забыть, что избежали. Поэтому знание того, что такое инсайт, очень зыбкое и ускользающее, как красота и всё живое. А, значит, поговорим и договоримся, что такое инсайт, и как до него «добраться».
Спикер А. Новиков, компания «Радость понимания»
Приглашаем участников посетить Research Expo 28.10.2022 г.
17.20 Свободный микрофон
Вопросы, нерешенные проблемы, обмен опытом, обратная связь.